Когда мы практикуем, то практически всегда крутимся вокруг трёх важных аспектов практики, трёх базовых стержнях, о которых я часто говорю, потому что это фундаментальные три шага. Немножко предыстории, а суть письма в третьем шаге.
Первый шаг — Карта
У каждой школы есть некая картография, некое описание Мира, который нас окружает и описание самого человека.
В данном случаи, Йога опирается не только на материальную картинку мира, а еще на тонкие полевые структуры, она описывает Мир не только как материальные объекты, а еще как энергетику — Прану, различные тонкие миры, наше проявление в этих мирах.
Cейчас, мы говорим о трёх проявлениях нас в этой жизни и как Йога помогает их гармонизировать.
Первое проявление — я тело, соответственно здесь мы говорим больше о практиках здоровья.
Проблемы здоровья.
Второе проявление — я эмоции, здесь мы говорим как терапевтировать с помощью Йоги эмоциональную проблематику.
Например, постоянные неправильные эмоции, или какие-то внутренние или внешние эмоциональные конфликты.
Третье проявление — как социальная реализация. У каждого из нас есть некая социальная реализация. И вот, как практика здесь помогает в нашей социальной реализации.
Поиск себя в своей реализации в жизни как таковой, то есть поиск своего предназначения.
Мы об этом уже говорили, три базовых проявления человека — это три основных точки, которые приводят человека в Йогу. Поэтому, мы вокруг этих точек все время крутимся.
Это карта, когда мы об этом говорим, то мы говорим о карте. Мы говорим, что Мир с точки зрения Йоги вот такой, и человек с точки зрения Йоги вот такой, и если я хочу, чтобы мои пространства гармонизировались, моя реализация в мире гармонизировалась, то я должен делать вот это, вот это, вот это. И тогда, мы подходим ко второй ступени корректной практики это уже само действие — метод. У меня есть Карта, теперь мне нужен метод.
Второй шаг — Метод
Есть точка на Карте, мне говорят, сейчас у тебя проблема со здоровьем, ты за этим пришел, ты сейчас в позиции болезни, ты вот здесь, тебе нужно вот туда, где ты здоров. А как?
Тебе дается метод: делай вот эти упражнения, делай эти практики, делай это, делай это, разные комплексы, упражнения и дальше, дальше, дальше.
Третий шаг — Фиксация
Сегодня, я хотел с вами поговорить о третьем шаге это Фиксации.
Смотрите, Карта дает мне ясность понимания, какой Я, какой Мир вокруг меня, и куда Я хочу двигаться. У каждого из нас своя Цель.
Корректные Карты вас не моделируют в плане целеполагания, они описывают реальность, описывают вас, объясняют вам особенности вашей личности, тела, темперамента и говорят, если вы хотите убрать эту ошибку, то нужно двигаться в этом направлении, а уже цель сами находите.
Дальше рассказывается о методе. Если вы хотите туда, делаете это. И дальше, очень важен такой ключик — это умение фиксировать новый результат. Часто нарушают эту ступень, или не дают её, или вообще о ней забывают, или не знают о ней.
Когда я двигаюсь очень важно фиксировать новое, потому что если не будет фиксации нового, то старые привычки, паттерны, ошибки будут дёргать назад в старую позицию Мира, в старые модели.
Одной из техник, которая помогает фиксировать результат есть привнесение наработок в нашу жизнь. Важно, то что ловим здесь на коврике, переходило в нашу повседневную реальность, в нашу обычную социальную жизнь.
Как?
Смотрите, одна из техник фиксаций: мы с вами учимся в асанах, в позициях расслаблению, каждую форму стараемся строить таким образом, чтобы в ней было минимум напряжения. Погружаемся в глубину формы не за счёт того, что себя тянем, и растягиваем как гимнасты, а за счет того, что мы расслабляемся в каждом движении и именно расслабление дает нам глубину движения.
Йогические движения в другой матрице, они строятся по другому чем гимнастические. Если вы видели как гимнасты тянутся, они тянутся через амплитуду коротких движений. Они выбирают растяжку и начинают покачивания раз-два, раз-два, они как бы пробивают движение глубже-глубже.
В йогических движениях этого нет: мы вошли в форму и расслабляемся и движемся только в одну сторону вектора, у нас нет таких покачиваний. Это за счёт того, что мы начинаем отпускать-отпускать мышцы, связки и они когда отпускают, то мы чуть-чуть миллиметр выбрали, еще выбрали, еще выбрали. Это культура именно Йогической растяжки, она другая чем гимнастическая.
Ключ в расслаблении
Мы с вами учимся умению расслабляться в асанах. Когда мы его ловим в формах, то мы учимся в базовой форме шавасана — основная базовая форма для расслабления, насколько глубоко научились расслаблять тело. Если я на этом остановился, то я остановился, всё, мне асаны дали какой-то новый рисунок — телесно-энергетический, и это начинает воздействовать на ум, привнося очень интересное ощущение расслабления, покоя, безмятежности. Шавасана это зафиксировала в конце занятия, и какое-то время мне удается удерживать это новое ощущение, оно приятное.
Дальше, завтрашний день опять цепляет своими делами и заботами, привычные картинки привычной социальной игры, роли снова меня захватили, и опять, меня затягивает в такой водоворот, и через время, я полностью потерял то, что нашел на коврике. Потерял потому, что привычные реакции меня опять захватили, вернулся в привычные тропки по которым я двигаюсь.
Снова возвращаюсь в зал, чувствую, что я сегментный, здесь напряжен, и здесь напряжение, в уме чувствую некую сегментность, раздвоенность, перекошенность, и опять Йога начинает, как шарик меня скатывать, делать меня целым.
Когда я опять немножко себя выровнял, опять поймал это равновесие, безмятежность, чувствую, что вот она держится-держится, и снова меня следующий день захватил.
Получается шаг вперед, шаг назад. Я вроде что-то ловлю, но мне не удается это фиксировать, не приносится в мою жизнь.
В лучшем случае это просто терапевтирует то напряжение, которое я нахватываю в течение дня. Получается замкнутый круг, нет прогрессии, все старые реакции сохраняются. Почему?
Нарушена схема, технология, полностью выпала стадия фиксации.
И тогда я делаю такой интересный перенос — я делаю формы, запоминая ощущения как я расслабляюсь в асанах, ведь при любой технике расслабления и я прохожу несколько таких психологических стадий, которые приводят меня к позиции отсутствия сопротивлений, перестаю сражаться с асаной, начинаю её принимать, как-бы втикая в неё. В какой-то момент, вижу, что любая жизненная ситуация это то же асана, только если форма воздействует больше на телесную матрицу, а через тело на ум, то жизненная ситуация больше воздействует на ментальную матрицу и эмоциональную, а через это на тело.
Пробую воспринимать любую жизненную ситуацию, как некую форму, асану, положения меня в пространстве Мира
И я понимаю, а почему бы мне не попробовать воспринимать любую жизненную ситуацию, как некую форму, асану, положения меня в пространстве Мира. Как есть точки напряжения, которые сопротивляются асане в теле, так и есть точки качеств характера, которые сопротивляются ситуации или выдают неадекватные реакции на событие. Например, чрезмерно волнуюсь на какое-то событие, которое потом оказывается яйца выеденного не стоит, или еще что-то.
Йога только на коврике?
Здесь возникает интереснейший инсайт, когда ты вдруг это ловишь, то возникает очень интересное открытие — оказывается, я могу заниматься Йогой не только на коврике. И тогда я начинаю это привносить в жизнь. Это и называется фиксация. Тот результат, то качество, которое поймал на коврике как некую позицию, ведь чтобы научиться расслабляться в асане, я прохожу несколько четких наработок: одна из них — это перестать сражаться, усилие или дозированное усилие, нужное только в определенных группах мышц и второе — принять это явление.
Например, у нас есть любимые асаны, где мы красиво тянемся, и есть не любимые, которые нам показывают, что вот здесь мы еще деревянные Буратино. Вот именно они самые важные, потому что любимые и так получаются.
И я погружаюсь, прогрессия не такая быстрая как в любимых формах, но зато, если я научился за счет расслабления выбрать хотя бы миллиметр, сантиметр глубины движения, то это приносит настолько интересный кайф. Я начинаю чувствовать удовольствие от правильной проработки зон напряжения, потому что любая зона напряжения это некий скрытый потенциал, некая латентная сила, которая во мне закапсулированна. Когда я снимаю мышечный зажим формой, то эта закапсулированная энергия, как пузырек в шампанском лопается, выдавая потенциальную силу в мою энерго структуру. Это дает сильнейшие, приятные экстазы.
Своё состояние я переношу в жизнь, воспринимая смотрю через призму Йоги на любое событие, как на некую форму, которая мой ум, мою эмоциональную систему, мои моментальные концепции и идеи выстраивает в какую-то асану. В этой форме я вижу как ситуация надавливает на глубинное мое напряжение, если раньше я агрессировал или депрессировал на это событие, вдруг я начинаю расслабляться, принимать его. Это принятие начинает показывать ситуацию вообще с другого угла.
Вдруг я понимаю, что можно по другому поступать, ни как раньше. Начинаю расслабляться на саму жизнь, на все те события, которые происходят и наслаждаться, течь в них, воспринимая их как я могу воспринимать сложные для себя формы.
Как только это переносится, всё это зафиксировалось. Именно это фиксирует новый результат в Йоге. Это одна из техник, умение те наработки, которые я нахожу на коврике приносить их в жизнь.
После всего
Целое искусство найти правильный угол, я вам показал только одну наработку, а ведь мы ищем множество оттенков, множество каких-то новых качеств. Умение так посмотреть на жизненные события, чтобы увидеть как встроить новое качество в свою повседневную жизнь, четко и быстро фиксирует, и не просто фиксируются, она очень глубоко входит в нас, терапевтируя нас, и соответственно всю нашу жизнь.
Тогда мы начинаем очень быстро прогрессировать, занятия йогой становятся на весь день. Всё Йога, всё практикой становится. Постепенно это цепляет даже сны, получается мы 24 часа в сутки наслаждаемся. Становится интереснейшее приключение, каждый день несёт какое-то новое открытие и мы двигаемся дальше за счет того, что у нас появляется правильная фиксация, у нас появляются точки опоры, мы как-бы ступеньки настраиваем.
Фиксация это умение выставить ступеньку, опереться на неё, увидеть реальность немножко по-другому, с другой позиции частоты
Ищите. Попробуйте, принести в практику, то что мы ищем — расслабления в формах и шавасане. Каждая ситуация это форма, только она воздействует на ум и эмоции, а потом на тело. И вот там расслабиться в ситуации, почувствовать точки, которые жесткие в уме, в эмоциях, которые сопротивляются ситуации, их расслабить. Вот, как это делать, это интереснейшее творческое приключение.