Один из принципов йоги относится к экстрасенсорике.
Йога экстрасенсорика — это когда йогин погружается в практику как в систему. Система отличается от хаотичного набора методов их взаимосвязью друг с другом:
1. Объединенную в единую и стройную картину. Эта взаимосвязь опирается, прежде всего, на картину мира как йоги её видят, как в этой картине мира они видят человека.
2. То что называется духовный путь — Путь в духе. Это некое поступательное движение, развитие сознания через настройку всё более с тонкими восприятиями самого себя. Это более тонкие поля. Через полевые структуры я начинаю чувствовать тонкие аспекты мира.
Йога прана
Если я смотрю через трехмерную матрицу, то есть через это тело, то я вижу только физический мир. Если я начинаю в практиках чувствовать праническое тело, тело энергии, и учусь через него смотреть на мир, общаться с миром, то я начинаю видеть мир энергий.
Очень важный ключ
После каждого блока упражнений мы забираем периферийное ощущение внутрь, как бы втягиваем пранические ощущения в физическое тело. Стараемся чтобы эти тонкие ощущения наполнили нас, прежде всего, органы и точки, которые в асанах мы чувствуем или вообще в жизни ощущаем, как они нас беспокоят, или в асанах чувствуем какие они жесткие или слабые.
Тело как зеркало
Вся йога это работа с вниманием, только через систему зеркал.
Первое зеркало — это физическое тело. Наше внимание упирается в физическое тело и мы ловим отраженный сигнал. То есть в теле идут какие-то ощущения, мы прогоняем их сквозь себя. Система как-то их интерпретирует, чувствует и как бы по своим полочкам разбирает.
Когда в практике мы проходим физическое тело, то разбираем картину мира физического тела. Это правильное построение сухожильных тяжей, простройка формы, правильная простройка опорных точек, выстраивание ядра — силового каркаса асан и умение расслабляться в форме. Это блоки физического тела.
Мы ставим форму → внимание излучается в телесную оболочку → телесная оболочка отдает нам обратный сигнал, как она в этой асане чувствует → и мы интерпретируем через свою призму, когда нам объяснили что натяжение это вот так, что нужно расслабляться.
И мы начинаем искать ключики. Берем информацию и переводим её в опыт. Нам показывают форму, но для нас это пока идея. Мы начинаем эту идею прогонять сквозь себя, сквозь свою физику, начинаем искать-искать-искать и в какой-то момент, в общей канве, в общем рисунке алгоритма асан, мы, вдруг, находим какой-то свой оттенок. Раз, и форма включилась, ощущения стали ярче, начинается терапия, психосоматические блоки начинают развязываться выделяя очень яркие тактильные сигналы. Когда с этим куском практики мы поигрались хорошо, его прооперировали, то мы начинаем следующий шаг.
Зеркало праны
Умение соединять две энергии прана-ваю и апана-ваю в области живота, позволяет выделять третье качество силы — энергию сатва гуны. Эта сила начинает изнутри надувать нас. И тогда, естественным образом, в поле восприятия появляется второе зеркало. Это зеркало праны, мы чувствуем праническое тела вокруг нас. Здесь мы учимся в асанах, используя определенные ключи, генерировать эти ощущения ярче. Когда ощущения появляются, то мы на выделение этих ощущений тратим большое количество психической силы. Вспомните любую новую наработку, например первый раз сели за руль машины или первый раз что-то начали делать, то мы, всегда, немножко уставали. Потому что это новый аспект реальности, какой-то новый навык, и соответственно тратим больше силы своего внимания.
Самое сложное, когда мы двигаем внимание, потому что внимание за счет невежества и сна майи обуславливается идей и проживанием того, что я только тело, и я начинаю просыпаться. Отсюда йогу называют системой разгипнотизацией, когда я начинаю выходить из сна иллюзии, что я только физический объект, только тело.
Я начинаю чувствовать и постепенно обучаюсь ощущать себя более многомерным существом:
я → прана,
я → чакра,
я → состояние,
я → идеи,
и дальше-дальше-дальше до
я → джива.
То есть я — это душа и это вершина йоги.
Получается, что когда я двигаю внимание, а у него свои мышцы, происходит определённая работа тонкого тела и сознания, и они соответственно устают, и это естественно.
Чтобы такой усталости было минимально применяется такой трюк: я сначала струился вот так, то есть я в каждой форме старался следить определённые ощущения, наблюдать их, но это непривычная позиция и внимание для моей повседневной реальности, то в конце каждой такой маленькой сессии я закрываю глаза и все эти ощущения как бы забираю в себя, всё что я чувствовал, всё что я осознавал на периферии, я мягко стягиваю в себя.
С одной стороны это создает очень мощный эффект модуляции праническими ощущениями физических органов.
То есть промывка такая идёт, каждый наш орган он проецируется на праническое тело через меридианы, через каналы. Если в физическом теле что-то неправильно, то и в праническом теле идут блокировки. Когда мы себя прокачиваем асанами, дыханием, правильной практикой, то это спазмирование уходит и выделяется большое количество энергия, которая была латентная в очагах напряжения, спазмирования, она как закапсулированна там была, пробили её как пробку.
Вместе с этим пробивом энергия активно выделяется и тут же мы втягиваем её назад, и она начинает насыщать органы, возникает интересное состояние, когда мы прокачали органы кровью, давлением за счёт продышек и асан, и тутже покачали орган праной. Возникает очень мощный целительский эффект. Помимо того, что у нас минимизируется усталость внимания, это даёт ещё мощную праническую модуляцию органов. А орган который намагничен энергией очень быстро лечится.
Прежде всего причины заболевания не в физическом теле, а в неправильной картине мира
В основе йогатерапии лежит утверждение, что прежде всего причины заболевания не в физическом теле, а в неправильном праническом и психоэмоциональном рисунке, то есть в неправильной картине мира. Что формирует неправильные реакции, неправильное поведение и физическая матрица просто получает отголосок всего этого внутри себя как физическую болячку.
Такие трюки мы часто применяем. Например в шавасане, когда мы руки засовывали под ноги, то эта постановка помогает эффекту лучше делаться как и после пранаямы.
Иллюстрация: Eiko Ojala.