Публикую интервью с Дэв Дас Джи Махараджем, которое вышло в эзотерическом журнале «Ваша светлость» №2 в 2006 году.

The Great Soul

This year Mahal­r­na Dev­das ji Mahara­ja from India has vis­it­ed Moscow, he is a dis­ci­ple and a reli­gious suc­ces­sor of a great Indi­an Saint Devra­ha Вabа ji. It has been the third arrival of this impor­tant vis­i­tor foi Ihe Russ­ian cap­i­tal for the pasl four years.

The name of Mahara­ja’s teacher — Devra­ha Baba — is well known far beyond Indi­an bor­ders. Apart from ordi­nary peo­ple, who came lo tfie saint old­man seek­ing help and bene­dic­tion, also many tamous per­son­al­i­ties, Heads ol states, polit­i­cal fig­ures and cul­tur­al lead­ers addressed Devara­ha. Among them was Indi­ra Gand­hi’s fam­i­ly, the mem­bers of the British roy­al tam­i­ly, such cin­e­ma stars as Eliz­a­beth Tar­tar, Roger Moore and oth­ers. Tlie Indi­an old­man made no dis­tinc­tion between any­body, the rep­re­sen­ta­tives of very diverse reli­gions — Moslems, Chris­tians, Bud­dhists„ sought his advice and help, And nobody left unblessed.

Shri Devara­ha Baba has delib­er­ate­ly left his body on Ihe 19th of June 1990. He divulged his deci­sion of leav­ing for Mahasamad­hi about a month before this day. The major part ot his life he has spent in Himalayas, The Old­man has lefl a gre­al num­ber of dis­ci­ples, but he has assigned only the two clos­est dis­ci­ples lo be his suc­ces­sors — Dev­das ji (Bale — the senior Maharad­ja) and Ram Sevak­das ji (Jrratli ‑the junior Maharadja).

Our todays guest Is the senior dis­ci­ple of the saint old­man — Dev­das ji Mar­jara­ja, he has accept­ed our invi­ta­tion lo dis­cuss devel­op­ment of a human, his soul, the abil­i­ty to love, reli­gion antj sig­nif­i­cance ol truth, and the way to rec­og­nize the true Teacher and his role in a dis­ci­ple’s life.

Here is a short extract from our conversation.
“You vender where the dif­fer­ence is between a spir­i­tu­al and an ordi­nary man?

Here is an exam­ple, There lives a spir­i­tu­al man and an ordi­nary man. Both have quite the same prob­lems, But when an ordi­nary man has prob­lems he imme­di­ate­ly rec­ol­lects the doc­tors and sim­i­lar stuff. A spir­i­tu­al man would first of all flunk of God.

A spir­i­tu­al man also appeals to doc­tors, but his pri­ma­ry doc­tor is God. An ordi­nary man dri­ves his car speed­i­ly and anx­ious­ly, and Inis some­limes results n tragedy. A spir­i­tu­al man would first ask for God’s bless­ing, feel his pres­ence by his side and only tnen would dri­ve the car, and he would have no problems.

A spir­ilu­at man may also feel pain, yet il is anoth­er kind of pain, this pain is calm and he takes it witi gratitude”.

В этом году Москву посетил индийский Махатма Дэвдас джи Махарадж, ученик и духовный преемник великого святого Индии Дэврахи Бабы. Приезд высокого гостя стал для российской столицы третьим за последние четыре года. Имя Дэврахи Бабы хорошо известно не только в Индии, но и далеко за ее пределами. Помимо простых людей, приходивших к святому старцу за помощью и благословением, к Дэврахе Бабе обращались многие известные люди, руководители стран, крупные политические и культурные деятели государств. Среди них — семья Индиры Ганди, члены английского королевского дома, киноактеры Элизабет Тейлор, Роджер Мур и др.

Индийский старец ни для кого не делал различий — за советом и помощью к нему приходили представители самых разных религий: мусульмане, христиане, буддисты… И ни один не уходил без благословения святого.

Еще при жизни Девраха Баба стал живой легендой. Например, его возраст никто достоверно не знает, диапазон называемых дат — от 200 до 2200 лет. Как знать… однако многие поколений людей выросли при жизни старца, целые семьи из рода в род почитают его как своего святого, с чьего благословения они появились на свет или излечились от недугов.

В традиции вайшнавов Девраха Баба представляет 11 линию передачи. Считается, что посвящение он принял от от Рамануджа Ачарьи, святого философа, жившего на юге Индии в XI веке. Самым существенным в его мировоззрении является акцент на без личностном, не персонифицированном аспекте Бога.

Шри Девраха Баба сознательно покинул свое тело 19 июня 1990 года. О своем решении уйти в Махасамадхи он сообщил примерно за месяц до того. Большую часть своей жизни он провел в Гималаях. Раз в году он приходил во Вриндаван — место, где сегодня находится его центральный ашрам, и проводил со своими учениками около месяца. Только последние пять лет он жил здесь постоянно.

После себя старец оставил множество последователей, но преемниками назначил только двоих ближайших учеников — Дэвдас джи (старший Махарадж) и Рам Севакдас джи (младший Махарадж).

Девдас пришел в Ашрам к своему Учителю Дэврахе в возрасте около 12 лет, шел пешком вдоль реки Ямуны с верховьев Гималаев, где

он прожил несколько лет в обучении у гималайских учителей. История жизни Махараджа очень непривычна для европейского сознания. В возрасте 7 лет он ушел из дому в Гималаи искать свой Путь и своего Учителя. Много лет провел он рядом с Дэврахой, до последнего дня его существования в земном теле.

В настоящее время Шри Дэвдас джи Махарадж (вместе с Рамом Севакдасом джи Махараджем) является основателем и руководителем нескольких монастырей (ашрамов) Дэвраха Баба в Индии и Европе. Его деятельность направлена на осуществление любви, мира и взаимопонимания между людьми всех стран и конфессий, помощь в духовном, гармоничном развитии человечества, на защиту природы и всего живого. Махарадж является Президентом Международной общественной организации IDF— Inter­na­tion­al Devra­ha Foun­da­tion, основанной в 1991 году. Ее целью является помощь и защита нуждающихся — детей-сирот, малообеспеченных семей, одиноких стариков, бездомных животных, природы. Благотворительная деятельность осуществляется в Индии, странах Европы и Азии (в том числе в Великобритании, Германии, Чехии, Таиланде, Лаосе).

В свое время Дэвраха Баба говорил, что в скором будущем Россия станет духовным центром для всего мира, и благословил своих учеников Дэвдаса джи Махараджа и Рама Севакдаса джи Махараджа передать Знания и духовный опыт России.

Махатма всегда очень высоко отзывался о христианской традиции. Еще в свой первый в Россию он посетил Троице-Сергиеву Лавру — сердце русского православия, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного. С глубоким почтением он относился к святителям земли русской Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Василию Блаженному, матушке Матроне. Махатма по достоинству оценил атмосферу русских монастырей.

Мне посчастливилось познакомиться с Шрн Дэвдасом джи несколько лет назад, во время его первого визита в нашу страну в 2002 году. И вот сегодня у нас есть возможность побеседовать с Махатмой… Поясню, что в переводе с санскрита «махатма — буквально «великая душа» («Маха» — великая, «атма» — душа). Это слово звучит обычно рядом с именами людей, достигших иной, отличной от большинства из нас, более высокой ступени эволюции. Титул «махарадж» переводится как «великий правитель». Важно помнить, что правитель, царь — это не только тот, кто всем распоряжается, но прежде всего тот, кто за всех в ответе.

— Гуруджи, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Вы уже не первый раз у нас в стране. Что Вы думаете о России?

— Россия — моя любимая страна. Я общаюсь с большим числом людей и могу сказать, что русские люди всегда отличаются. В большинстве своем они обладают чистым и любящим сердцем.

— Наша страна многоконфессиональна, иногда это вызывает недопонимания. Как Вы относитесь к другим религиям?

— Все религиозные пути прекрасны. Нехороша только агрессивная пропаганда.
Дхарма* — это путь к любви, к внутренней чистоте и спокойствию, к служению людям и миру, к правильным поступкам и решениям, это забота о нашей природе и нашей духовности. Об этом говорят все религиозные пути. Ни одна религия не поощряет ложь и насилие…

— Как влияет ложь на человека? Что есть ложь для лгущего?

— Ложь подобна смерти души, ее умиранию. Один мудрец сказал: «Движущей силой жизни и его смыслов являются два противоположных начала: помощь всему живому и причинение вреда». Когда вы совершаете непра-

вильные действия, когда говорите ложь, это очень сильно ослабляет вашу верную внутреннюю направленность, и тогда в жизнь приходят боль и страдания. Весь мир находится под действием кармы. Если вы причиняете Боль другим, то вы причиняете боль себе. Ваша негативная энергии накапливается, и вы начинаете болеть, а ваша жизнь — разрушаться.

Некоторые люди причиняют вред и боль другим и считают, что для них это нормально, естественно, но все равно в их сердце всегда есть уголок, в котором живет печаль. Это то, что называется папа.

Иногда человек чувствует, что внешне все хорошо — дом, дети, друзья. Но в сердце нет удовлетворения. Это означает, что что-то он не так. В такой момент необходимо сосредоточиться в своим сердце, в своем разуме и обратиться за помощью к Господу. Если вы выбираете правильный путь действий, мысли, речи, то весь мир помогает вам.

Есть еще одна важная вещь. Иногда правда, которую мы жестко говорим людям, может навредить.
Не надо говорить ложь. Но даже если вы знаете правду, подумайте, будет ли она правильно воспринята. Не надо обижать ею сознательно. Это не принесет никому пользу. Если в вашей жизни складывается ситуация, когда вы не можете сами решить, как поступить, обратитесь к Господу, к Учителю, медитируйте и просите помочь. Это даст вам правильное понимание и защитит вас.

Бывает в жизни, что некоторые люди обижают вас лично. Но нельзя отходить от таких людей. Молитесь Господу, чтобы Он наставил их, и если эта молитва будет искренней и произнесена в духе, Господь услышит вас.

— Наша страна оказалась в непростом положении. Много лет в России искоренялась религия, уничтожались церкви, и в результате нынешние поколения оказались без корней, без традиции. Сейчас на духовном рынке одновременно существует масса конфессий, школ, направлений, сект и прочего. Как в этом разобраться и не ошибиться?

— Если ваше сердце счастливо и принимает ваш выбор — это правильный путь. Религия — это прекрасно. Но Бог не есть религия. Появление на свет ребенка — это благословение Бога, но когда он рождается, у него еще нет определенного пути. Ребенок не религиозен, не принадлежит никакой религии. Однако семья и его окружение начинают прививать ему ритуал и правила поведения, понимание того, что правильно, а что нет.

В действительности, существует только одна дхарма (один Закон, один Путь), один Бог и одна Душа. Господь один, и все мы его дети. В божьем доме нет множественности Дхарм (религий, Путей).

Нет печати на новорожденном младенце. Господь один — Он и отец. Он и мать, и земля, и вода, и воздух, и огонь, и деревья, и каждая травинка… Если вы поймете, что Бог одновременно во всем, то поймете и то, что Он и в вас. что вы и есть Бог, и что вы есть во всем и все есть в вас.

Господь говорит, что, когда люди обращаются к Нему, Он приходит к ним.

Мой любимый Иисус говорил: «Любите природу, любите животных, любите всех божьих детей». То же самое говорил и Дэвраха Баба, и русские святые Серафим Саровский. Василий Блаженный, Сергий Радонежский и многие, многие другие учителя и святые. Даришь любовь — получаешь любовь.

— Гуруджи, значит ли это, что нет необходимости следовать какой-то конкретной конфессии, достаточно выращивать любовь в своем сердце?

— Нет многих путей. Дхарма только одна. Вы не встаете на путь, потому что этот путь уже в нашем сердце. Благословение — это дхарма. Любовь — это дхарма. Служение — дхарма. Истина — дхарма. Не выбирайте, но помогайте каждому. Все святые служили другим людям.

Расскажу вам одну историю.

В лесу находился монастырь одного христианского святого. Два разбойника — мусульманина оказались поблизости и ограбили храм — украли драгоценности. Святой видел это, но никому не сказал. Когда разбойники уходили из монастыря, одного из них укусила змея, он упал и стал молить о помощи. Товарищ же его решил, что он все равно умрет, поэтому забрал у него ценности и пошел один. А тот продолжал звать на помощь. На зов вышел святой отшельник и спросил, что случилось.

Разбойник, который бросил товарища, услышал голоса и остановился послушать, что происходит. Святой стал молиться Христу, чтобы Он помог умирающему. А мусульманин воспротивился: “Не могу молиться твоему Богу, я мусульманин, я верю только в Аллаха». Тогда Святой достал крест и говорит: «Ты просто повторяй за мной слова».

«Нет. не могу, я верю только в Аллаха».

Я тогда святой стал молиться: «О. мой Аллах, помоги этому человеку!»
Мусульманин услышал имя своего Бога и стал повторять за ним молитву. И тогда Господь дал ему духовную силу и вылечил его.

Товарищ его, другой мусульманин, слышал все произошедшее и вернулся. Вернулся не просто, чтобы вернуть деньги, но чтобы просить о прощении. Стал молиться и просить его, говорил, что он плохой человек, что ограбил монастырь святого, а тот вместо разоблачения и наказания промолчал и простил, да еще спас жизнь товарищу, не смотря на то, что они мусульмане, а он христианин.

И тогда святой ответил: «Я не христианин и не мусульманин, я не принадлежу никакой религии. Я понимаю только одно, что все в мире едино. А этот крест всегда со мной, потому что я чувствую в нём божественную силу».

Религия хороша. Но Дхарма — закон Бога — всегда в вашем сердце. Она всегда говорит о любви и правде…

— Но если все в нашем сердце, в чем же тогда роль учителя, наставника? Как узнать истинного учителя?

— Вот то, что я вам сейчас сказал, и есть роль учителя. Напомнить нам об этом…

Все в вашем сердце. Слушайте его. Ваше сердце поймет и примет. Если вы чувствуете в нем счастье и духовный путь — это ваш учитель.

— Многим людям кажется, что у настоящего учителя — целителя души и тела — не может быть никаких болезней и проблем. Так ли это?

— У Бога тоже иногда бывают заболевания (смеется). Бог живет в вашем сердце, а когда вы больны, сердце не обладает счастьем, тогда он тоже болен.

Иногда многие великие йоги и учителя забирают заболевания у своих учеников и последователей, чтобы освободить их от страданий, и тогда болеют сами.

Если нормальные люди болеют неделю, учитель может болеть один день или несколько часов. Многие великие учителя болеют именно по этой причине.

— Как бы вы определили, что такое развитие?

— Все развиваются. Но все развиваются в разных вещах. Большинство людей развивается в материальной жизни. В сутках 24 часа, И все эти 24 часа люди думают о материальном. Иногда даже получаса не бывает, чтобы люди подумали и духовном, посмотрели в свою душу.

Развитие — это очень хорошо. Духовное развитие, развитие полноты сердца — это правильное развитие. В природе все развивается в любое время, но только от человека зависит, что он развивает и как.

— Что предполагает осознанный подход к духовному развитию?

— Вы спрашиваете, чем отличается человек духовный от обычного человека? Вот вам пример. Один духовный человек и один обычный человек. У каждого из них совершенно одинаковые проблемы.
Только когда проблемы у обычного человека, он вспоминает о врачах и о массе разных вещей. Духовный человек прежде всего вспоминает о Боге.

Духовный человек тоже обращается к доктору, но его первый доктор — это Господь. Обычный человек водит машину быстро и беспокойно, и иногда это заканчивается трагедией. А духовный человек сначала обратится за благословением к Господу, почувствует его присутствие рядом, и только потом поедет, и у него не будет проблем.

Духовный человек тоже получает боль, но она другая, это спокойная боль. Обычные люди чувствуют очень сильную, пронизывающую боль. Боль духовного человека иная, он принимает ее с благодарностью.

— Гуруджи, люди много знают, как развивать свое тело — это гимнастика, йога, как развивать свой ум — это различные интеллектуальные упражнения. Но мы очень мало знаем, как развить свою душу.

— Душа развивается, если мы заботимся о ней. Многие вещи развивают силу души: медитация, хорошие поступки, йога, сатья (Истина), религиозный путь и многое другое… Для современного человека, живущего материальными проблемами, очень важно концентрироваться на своей душе, чувствовать присутствие Господа в своем сердце и своем уме, чистоту в теле. Необходимо чувствовать, что так же, как природа принимает меня, и я принимаю природу, любить ее и заботиться о ней.

— Гуруджи, как научить свою душу любить?

— Любовь живет в сердце. В молитве Господу, в благодарении, в растворении себя в Нем сердце наполняется любовью. Молитесь Господу так: «О, мой Бог, ты дал мне тело, ум. сердце, здоровье… Ты даешь мне много всего свое время и самого себя. Я — Твой, а Ты — мой…»

Любите Бога. Говорите с Господом, Когда вы говорите с Ним любовью, это и есть молитва. Книжная молитва тоже хороша, она направляет ум к Богу, но молитва сердца выше ее.

Когда ты отдаешь себя Богу и принимаешь Его, тогда приходит любовь. Когда вы отдаете себя природе, она приносит вам любовь.

dev-das-maharadzh-ms

Нужно научиться бытъ благодарным Господу за все, что есть в вашей жизни, за все полностью, без остатка, потому что все, что происходит дает нам Он, а все, что Он дает, всегда благо. Когда человек принимает все обстоятельства своей жизни, то любовь естественным образом приходит а сердце.

Если какие-то люди говорят. что они молятся, но не чувствуют благословения Господа и света Его, пусть это не нарушает твою молитву. Это подобно тому, как ловцы жемчуга много раз ныряют в поисках жемчуга, но совсем не обязательно они его находят сразу.

Дэвраха Баба говорил, что, как два камня при трении дают огонь или два куска дерева при трении дают пламя, так и сердце человека совместно с молитвой и памятью о Господе высекают искры. Два куска дерева дают искру, потом еще, еще и еще… Эти искры суть Ананда (высшее состояние Блаженства). Когда искр становится много, они превращаются в пламя, а когда есть этот огонь, то нет расстояния между тобой и Богом.

Желаю вам всегда помнить о Господа. Любите и помогайте природе, и будьте на пути хорошей кармы.

Беседовала
Мария Плохова.

ПредыдущаяПрактика, при смене погоды. Сурья Дас
СледующаяВыход из дня сурка. Сатсанг. Старший курс. Сурья Дас
Сурья дас
Сурья помогает гармонично входить в йогу и развивать свои навыки с помощью древних техник и современных методов, основная фишка — системный подход. Несколько международных сертификатов Сурьи, образование в психологии, обучение йоги в линии Шри Рамануджа Ачарьи от Дэвраха Бабы и 30 летний опыт своего преподавания позволяют ученикам улучшить свое качество жизни, которое не менялось другими средствами. Сурья проводит учеников через работу с телом, мыслями, эмоциями и внутренними качествами. Результат его наставничества — долгосрочные изменения в жизни. Своим опытом он делится в Йога клубе для практиков йоги, организует ретриты и семинары, публикует книги.